664007, г. Иркутск, ул. Байкальская, 105 а, 9 этаж, офис 901 e-mail: palatairk@yandex.ru
Телеграмм-канал Адвокатской палаты Иркутской области
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА АДВОКАТОВ РФ
Электронная подпись для системы
"МОЙ АРБИТР"
НОВАЯ АДВОКАТСКАЯ ГАЗЕТА
Правовой портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации»
Новости
Письмо Губернатору Иркутской области о проекте областного закона о бесплатной юридической помощи.
Губернатору Иркутской области
Ерощенко С.В.
«О проекте закона Иркутской области «Об обеспечении
оказания юридической помощи в Иркутской области»
Уважаемый Сергей Владимирович !
Адвокатская палата Иркутской области была привлечена к работе над проектом Закона Иркутской области «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области», целью которого является оказание бесплатной юридической помощи для отдельных категорий малообеспеченных жителей региона. В рамках этой работы Адвокатская палата направляла свои замечания на законопроект и участвовала в проведении Законодательным собранием круглого стола по его обсуждению.
Для адвокатов, состоящих в Адвокатской палате Иркутской области, вопросы оказания бесплатной помощи гражданам составляют одну из частей повседневной профессиональной деятельности. Наличие возможности финансирования из областного бюджета безусловно позволит повысить качество такой работы и ответственность участвующих в ней адвокатов.
Вместе с тем, ряд концептуальных вопросов по законопроекту, связанных с порядком оказания бесплатной юридической помощи и механизмом ее реализации, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей проработке и корректировке.
(1) Объем финансирования.
Согласно пояснительной записки к законопроекту, объем финансирования на 2013 год может составить 9,8 млн.руб. На наш взгляд, этого явно недостаточно. Для сравнения, аналогичные расходы в бюджетах других субъектах Российской Федерации составляют более значительные суммы. Так, в Ульяновской области в проекте бюджета на 2013 год запланировано выделение 20 млн.рублей (население 1,282 млн., территория 37,2 тыс. кв.км.), в Самарской области - 20 млн. рублей (население 3,169 млн., территория 53,6 тыс. кв.км.), в Чувашской республике - 12 млн. рублей (население 1,279 млн., территория 18,3 тыс. кв.км.). Представляется целесообразным рассмотреть возможность увеличения объема финансирования оказания бесплатной юридической помощи в Иркутской области (население 2,424 млн., территория 774,8 тыс.кв.км.) в проекте бюджета на 2013 год.
В соответствии с пояснительной запиской, основным субъектом оказания бесплатной юридической помощи в регионе предполагается Государственное юридическое бюро по Иркутской области (далее - юридическое бюро), финансирование которого составит основную часть бюджетных расходов. Подобная конструкция реализации закона представляется нерациональной, если исходить из целей создания системы бесплатной помощи населению, а не создания еще одного бюджетного учреждения. Общая численность работников юридического бюро планируется в количестве 15 штатных единиц, включая управленческий и технический аппарат. Очевидно, что такого штата явно недостаточно для полноценного охвата всей территории Иркутской области. Тем более, что юридическое бюро будет представлено только в городах Иркутске, Черемхово, Ниженеудинске, Усть-Куте.
Для сравнения - численность адвокатов, состоящих в Адвокатской палате Иркутской области составляет более 1 100 специалистов, осуществляющих деятельность во всех без исключения муниципальных образованиях области, обладающих необходимой профессиональными навыками материальной базой для работы с гражданами. Именно адвокаты в состоянии обеспечить оказание бесплатной помощи нуждающимся сразу же после принятия закона.
Представляется целесообразным предусмотреть в законе право граждан на самостоятельный выбор способа реализации своего права на получение бесплатной юридической помощи путем обращения либо к адвокату, либо в юридическое бюро. Наличие такой альтернативы - гарантия качества и своевременности получения услуги, финансируемой за счет областного бюджета.
(3) Механизм взаимодействия Правительства Иркутской области в лице уполномоченного органа и Адвокатской палаты Иркутской области.
Существенным недостатком предыдущей редакции закона и причинной его фактического неисполнения являлся излишне усложненный механизм его реализации. Адвокатская палата Иркутской области предлагает следующие подходы для практической реализации положений нового закона:
- механизм взаимодействия Правительства Иркутской области в лице уполномоченного органа и Адвокатской палаты Иркутской области должен определяться на основании соответствующего двустороннего соглашения;
- организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется Адвокатской палатой Иркутской области;
- Адвокатская палата Иркутской области ежегодно направляет в уполномоченный орган список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов Иркутской области, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность;
- финансирование расходов, связанных с оплатой труда адвокатов и с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством Правительства Иркутской области и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете;
- финансирование оказания адвокатами бесплатной юридической помощи должно осуществляться через Адвокатскую палату Иркутской области;
- стоимость оказываемой адвокатами населению юридической помощи должна быть согласована с Адвокатской палатой и ежегодно корректироваться исходя из уровня инфляции;
- должен быть предельно упрощен порядок обращения гражданина за оказанием бесплатной помощи. Для этого достаточно предъявления документа, подтверждающего право но получение услуги с оставлением копии документа у адвоката. Упрощен должен быть также и порядок отчетности адвоката об оказанной помощи, например - в форме ежемесячного отчета;
- Адвокатская палата Иркутской области ежегодно направляет в уполномоченный орган ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Надеемся, что наши предложения будут учтены при дальнейшей работе над законопроектом и механизмом его реализации