В поле "поиска" введите
фамилию искомого адвоката |
Новости
Тезисы лекции Школы молодого адвоката от 12 февраля 2018 года.
Тезисы лекции Школы молодого адвоката от 12 февраля 2018 года Тема: Подача жалобы в Европейский суд по правам человека: порядок обращения, критерии приемлемости жалобы
Право на индивидуальную защиту справедливо считают отличительной чертой и величайшим достижением Европейской Конвенции по правам человека. Лица, считающие, что их права нарушены, имеют возможность подать жалобу в Европейский Суд по правам человека. По состоянию на 1 ноября 2014 года, около 78 000 жалоб ожидало рассмотрения составом судей Суда. Несмотря на то, что реестр дел Суда за последние три года сократился примерно на 50%, он по-прежнему содержит значительное число дел, подлежащих рассмотрению международным судом. Подавляющее большинство дел (92 % дел, решение по которым было принято в 2013 году, статистика называет число в 90%) будет оставлено Судом без удовлетворения по причине неприемлемости. В связи с вышеизложенным можно утверждать, что у большинства лиц, подающих индивидуальные жалобы, отсутствуют достаточные знания о требованиях приемлемости. С 1 января 2014 года в силу вступило новое правило 47 Регламента Суда (наряду с новым Практическим руководством по критериям приемлемости), которое ввело более строгие условия подачи жалоб в Суд. В соответствии с нововведениями, упрощенная форма жалобы должна быть полностью заполнена и сопровождаться копиями всех соответствующих подтверждающих документов под угрозой отказа в рассмотрении. Устанавливается также шестимесячный срок предоставления формы жалобы или материалов дела под угрозой отклонения жалобы в случае несоблюдения такого срока.
Критерии приемлемости жалобы: 1. Жалоба направлена против государства, которое является членом Совета Европы (47 государств), ратифицировавшего Европейскую Конвенцию по правам человека и соответствующий Протокол (при этом событие нарушения наступило после ратификации государством Конвенции или соответствующего Протокола). Жалоба не может быть подана на частное лицо. 2. Обжалованию подлежит нарушение одного или нескольких прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека, а также в Протоколах №1, 4, 6, 7, 12, 13 (подписаны только некоторыми странами. Россия заявила о поэтапном присоединении к Протоколу №6, не ратифицировала Протокол №12, не подписала и не ратифицировала Протокол №13) 3. Податель жалобы должен являться жертвой лично и непосредственно. Возможны три варианта статуса жертвы: - прямая жертва (например, если лицо подверглось жестокому обращению в тюрьме, которое не было признано национальным судом или за которое лицо не получило достаточной компенсации); - косвенная жертва (ситуации, когда непосредственная жертва скончалась до подачи жалобы в Страсбургский Суд, у ближайшего родственника есть законный интерес подать жалобу, например, в связи со смертью или исчезновением родственника); - потенциальная жертва (иностранец, решение о высылке которого уже принято, но не приведено в исполнение, при условии, что его исполнение может повлечь бесчеловечное или унизительное обращение или пытки в принимающей стране). Допускается ситуация, при которой близкий родственник или наследник, который может доказать свой законный интерес, в случае смерти жертвы во время судебного разбирательства в Суде может выступить заявителем по жалобе умершего лица. 4. «Исчерпание средств правовой защиты». Жертва должна дать возможность органам власти устранить нарушения своих прав на внутригосударственном уровне: обратиться во все судебные и иные инстанции, соблюдая все процессуальные требования (в т.ч. сроки обращения в суд и сроки обжалования). 5. Соблюдение шестимесячного срока после даты вынесения окончательного решения по делу при подаче жалобы. Отсчитывается либо с даты вынесения вышестоящей судебной (иной) инстанцией, завершающей процесс исчерпания эффективных средств правовой защиты по делу (для России это кассационная инстанция в гражданском процессе и апелляционная в уголовном), либо от даты получения такого решения подателем жалобы, его адвокатом. Если для конкретной жалобы эффективного средства защиты нет, срок отсчитывается от даты обжалуемых решений (событий). Срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если выпадает на воскресенье или праздничный день. После вступления в силу Протокола №15 шестимесячный срок будет сокращен до 4 месяцев. Жалоба и копии документов (не возвращаются) направляются по почте (не по электронной почте или факсу – принимается ишь формуляр с подлинными подписями). 6. Наличие значительного ущерба (значительный урон): нарушение права должно достичь определенной минимальной степени тяжести. Однако учитываются две защитительных оговорки: - когда уважение к правам человека требует рассмотрения дела по существу; - требование рассмотрения дела должным образом национальным судом (если внутригосударственное право не предоставляет эффективных средств правовой защиты). После вступления в силу Протокола №15 вторая оговорка будет отменена.
Жалоба признается явно необоснованной в случае отсутствия нарушения права либо устоев. Неприемлемыми признаются жалобы: повторяющиеся (ранее подавалась в Суд по тем же фактам и тем же требованиям либо совпадает с обращением, поданным в другой международный орган), нелогично изложенные, содержащие очевидно надуманные требования, подписанные вымышленным именем, с использованием сфальсифицированных документов, в тексте используются оскорбления или ругательства. Может быть признана неприемлемой в случаях: - неинформирования Суда о важном обстоятельстве, возникшем во время судебного разбирательства, о новом обстоятельстве, возникшем во время разбирательства в Суде; - нарушения обязательства о неразглашении деталей переговоров по вопросу заключения мирового соглашения. Процедура обжалования решения о неприемлемости не предусмотрена.
Может быть заявлено требование о справедливой компенсации в связи с материальным ущербом, моральным вредом, расходами и издержками (на основании ст. 41 Конвенции).
Движение дела (индивидуальная жалоба): 1 (единолично) – 3 (Комитет) – 7 (Палата) - - - 17 (Большая Палата)
1. Первичный анализ поступившей жалобы в Секретариате (содержатся ли в жалобе сведения, дающие основание полагать наличие действительного нарушения, аргументации; приложены ли необходимые документы; отвечает ли формальным требованиям). Если имеются недочеты – направляется в Секцию, Единоличному судье либо Комитету для принятия решения о неприемлемости жалобы. Иначе – направление в Секцию, для определения Председателем Секции внесудебного докладчика и определения того, кто будет рассматривать дело по существу (Единоличный судья, Комитет либо Палата). 2.1. Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения. 2.2. Касательно вопроса о приемлемости «процедура носит упрощенный характер, если три судьи, составляющие комитет, единогласно приходят к выводу, что решение может быть принято без дополнительного исследования обстоятельств дела и требований заявителя». После вступления в силу Протокола № 14 данный тезис вполне относится и к делам, по которым «вопрос, лежащий в основании дела и связанный с интерпретацией или применением Конвенции, уже является предметом установившейся судебной практики». По таким делам Комитет может объявлять жалобы приемлемыми и одновременно выносить решение по существу (статья 28 Конвенции). Во всех остальных случаях Комитет передает жалобу на рассмотрение Палате. 2.3. Палата (7 судей) может сразу же объявить жалобу неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел. Решение Палаты может касаться всей или части жалобы. Палата или ее Председатель могут также затребовать у сторон любые пояснения в отношении фактов по делу, любые документы или иные материалы, которые сочтут уместными; коммуницировать жалобу или часть жалобы Государству-ответчику и предложить ему представить письменные замечания по этому поводу и после получения последних предложить заявителю представить ответные пояснения; предложить сторонам представить дополнительные письменные замечания. Осуществляя деятельность на стадии коммуницирования, Председатель Секции может, действуя в качестве единоличного судьи, сразу же объявить часть жалобы неприемлемой либо исключить часть жалобы из списка подлежащих рассмотрению дел. Данное решение является окончательным. Заявитель уведомляется об этом решении письмом. 3. Коммуницирование жалобы – «активный» этап. Уведомление государства-ответчика о полученной жалобе, предложение предоставить свой письменный отзыв. 4.1. Уступка юрисдикции. Палата Европейского Суда по правам человека может до вынесения Постановления уступить свое право на разрешение дела в пользу Большой Палаты, если такое дело затрагивает серьезный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции и (или) Протоколов к ней, или если решение этого вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Европейским Судом по правам человека Постановлением. Уступка юрисдикции допустима, если ни одна из сторон (заявитель и государство-ответчик) не возражает против этого. 4.2. Просьба (прошение) о передаче дела в Большую Палату (17 судей) со стороны заявителя либо ответчика в течение трех месяцев со дня вынесения Палатой Постановления. 5. Исполнение постановления (передача Комитету министров).
Страсбургский суд – это не «суд четвертой инстанции», это не апелляционный, не надзорный и не кассационный суд. Он не может ставить под сомнение установление фактов по делу в национальных судах, их оценку либо применение национального права, а также виновность или вину заявителя, установленную в рамках уголовного дела.
Внимание! Все документы, в том числе формуляр жалобы, инструкцию по его заполнению, практическое руководство по критериям приемлемости можно найти на официальном сайте Страсбургского суда http://www.echr.coe.int (на сайте имеется возможность выбора языка, подменю Applicants - other languages – в открывшейся странице выбрать русский язык) |
Copyright © 2016 Адвокатская палата Иркутской области. Все права защищены
Разработка сайта: DP
|