В поле "поиска" введите
фамилию искомого адвоката |
Новости
Протестные акции адвокатов. Позиция ФПА
Президентам, членам советов и адвокатам адвокатских палат субъектов РФ
№ 201-03/12 от 26 марта 2012 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
16 марта в Удмуртской Республике, Пермском, Приморском и Хабаровском краях и Свердловской области состоялись протестные акции адвокатов региональных адвокатских палат с требованием пересмотреть ставки оплаты их труда в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда. Несколько сотен защитников в течение всего дня 16 марта не участвовали в уголовном судопроизводстве.
Одновременное выступление адвокатов в пяти российских регионах было спровоцировано тем, что на протяжении долгого времени власти отказываются удовлетворить требования адвокатов об увеличении размера оплаты их труда в качестве защитников по назначению в уголовном судопроизводстве до приемлемого уровня.
Как известно, Конституция России (ст.48) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника).
Обеспечение конституционного права на защиту подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве возложено на адвокатуру, в рядах которой трудятся более 65 тысяч адвокатов. В большинстве случаев защита в уголовном судопроизводстве выполняется не на условиях добровольного соглашения адвоката с доверителем, а по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда с оплатой труда адвокатов из федерального бюджета. С участием адвокатов по назначению расследуется и рассматривается более половины всех уголовных дел.
Проблема с размером оплаты труда адвокатов-защитников по назначению возникла с принятием Правительством РФ постановления № 625, которым для адвокатов с 1 сентября 2007 г. установлены фиксированные ставки оплаты их труда за каждый день участия в уголовном судопроизводстве по назначению - не менее 275 руб. и не более 1100 руб., с последующей индексацией с учетом уровня инфляции. Индексация была проведена только однажды в июле 2008 г., что привело к повышению минимальной ставки с 275 до 298 руб. 38 коп. Раньше, до сентября 2007 г. размер оплаты труда адвокатов определялся в зависимости от величины МРОТ, который за истекший период увеличился в 4 раза.
По инициативе Федеральной палаты адвокатов Минюст России подготовил и представил в Правительство РФ проект постановления, в котором в соответствии с ранее принятым планом предлагалось индексировать оплату труда адвокатов с учетом уровня инфляции. В августе 2009 года Правительство РФ отклонило подготовленный Минюстом России проект постановления, сославшись на то, что предлагаемая индексация не согласуется с порядком запланированной индексации размера оплаты труда судей.
Таким образом, переход на фиксированную оплату труда адвокатов на практике привел к замораживанию мизерных ставок этой оплаты, а её индексацию поставил в зависимость от роста оплаты труда судей, которая многократно превосходит вознаграждение адвокатов-защитников, работающих по назначению. Но и этот порядок индексации не соблюдается, поскольку после увеличения с июня 2011 г. судейских окладов на 6,5% размер оплаты труда адвокатов проиндексирован не был.
В итоге 4,5 года минимальная ставка оплаты труда адвокатов по назначению остается фактически неизмененной и не превышает 300 рублей за один день участия в уголовном судопроизводстве. На фоне роста зарплат работников бюджетной сферы, силовых структур, правоохранительных органов и судей это выглядит, по меньшей мере, несправедливо.
День работы адвоката оценивается менее стоимости часа работы эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях и несопоставимо ниже оплаты труда других участников уголовного судопроизводства: следователя, прокурора, судьи, что ставит адвокатов в один ряд с работниками самых неквалифицированных профессий, унижая их профессиональное достоинство.
Согласно статистическим сведениям адвокатских палат средний размер выплат одному адвокату в месяц за участие в уголовном судопроизводстве по назначению составил: в 2008 году - 5 093 руб., в 2009 году - 5 909 руб., в 2010 году – 6 638 руб., в 2011 году - 5 915 рублей.
В то же время, по данным Росстата в 2011 году зарплату подняли в СКР - в среднем до 79700 руб. в месяц (на 80%), в органах судебной власти и в прокуратуре - до 59600 руб. (на 1,5%). Судьи в судах Москвы получают в месяц в среднем: районные судьи около 100 тыс. руб., мировые – около 70 тыс. руб. Присяжным заседателям за каждый день участия в судебных заседания по уголовным делам выплачиваются суммы в два раза большие, чем адвокатам, - 600 рублей.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что государственные структуры, привлекающие адвокатов по назначению, имеют хроническую задолженность перед ними. Ежегодная задолженность характеризуется следующими данными: 2008 г. – 224,4 млн. руб., 2009 г. - 139,2 млн. руб., 2010 г. - 126,6 млн. руб., 2011 г. – 110,0 млн. руб.
Во многих районах России до 90% уголовных дел проходят с участием адвокатов по назначению, а их заработок от этой деятельности является по существу единственным источником средств существования. Такое положение ставит значительную часть адвокатов на грань выживания, поскольку другие платные виды юридической помощи оказываются невостребованными населением из-за низкой платежеспособности. По этой причине во многих районах вообще нет адвокатов, либо работает всего один. Число таких районов неуклонно растет и органам адвокатского самоуправления все труднее обеспечивать там выполнение возложенных на адвокатуру функций оказания квалифицированной юридической помощи при осуществлении защиты в уголовном судопроизводстве по назначению.
Недопустимо низкий уровень оплаты труда адвокатов по назначению не соответствует значимости выполняемой ими функции, наносит ущерб конституционному праву граждан на квалифицированную юридическую помощь, не стимулирует адвокатов к участию в уголовном судопроизводстве по назначению, отрицательно сказывается на качестве оказываемой гражданам юридической помощи и не позволяет поддерживать стандарты юридической помощи, оказываемой подзащитным. Невозможно требовать от адвокатов-защитников качественной работы при такой оценке их труда, которая унижает их профессиональное достоинство.
Для обеспечения участия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению органы адвокатского самоуправления зачастую вынуждены использовать элементы принуждения, что вызывает все большее возмущение среди адвокатов и может привести к нарушению разумных сроков уголовного судопроизводства и к его дезорганизации. В ситуации, при которой государство не обеспечивает адвокатов надлежащими условиями для работы, и тем самым заставляет уклоняться от участия в уголовном судопроизводстве по назначению, становится сомнительной этичность привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, ситуация усугубляется дуализмом отечественного рынка юридических услуг, на котором деятельность лиц без адвокатского статуса не регулируется и они вправе оказывать практически весь спектр юридических услуг, включая судебное представительство. Такое положение приводит к тому, что многие адвокаты перестают дорожить адвокатским статусом и даже покидают адвокатуру, чтобы избежать корпоративных обременений и продолжить частную юридическую практику вне адвокатуры.
Вопрос недопустимо низкой оплаты труда адвокатов-защитников по назначению поднимался адвокатским сообществом неоднократно. Еще в апреле 2009 г. IV Всероссийский съезд адвокатов принял резолюцию, в которой обратился к Правительству РФ, Минфину России и Минюсту России с требованием повысить ставки оплаты труда адвокатов за участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению уполномоченных органов.
По жалобе Федеральной палаты адвокатов Конституционный Суд РФ определением от 5 февраля 2009 года подтвердил право адвокатов на компенсацию их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий. Это право адвокатов нарушается, так как отсутствует механизм компенсации командировочных и иных расходов.
Спустя два года, в феврале 2011 г. Минюст РФ разработал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке и размерах возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, рассмотрением гражданского дела, а также выполнением требований Конституционного Суда РФ», которым, в частности, предусмотрены правила возмещения расходов адвоката, связанных с выездом к месту выполнения процессуальных действий и повышения минимальной ставки оплаты труда адвоката до 550 руб. за день участия в уголовном судопроизводстве по назначению. Адвокатское сообщество согласно и на такую прибавку, хотя она явно не обеспечивает достойный прожиточный уровень адвоката.
По мнению Федеральной палаты адвокатов, дополнительные расходы на оплату труда адвокатов не станут обременительными для федерального бюджета. При установлении минимальной ставки оплаты труда адвоката по назначению в размере 550 руб. общая сумма расходов на эти цели из федерального бюджета увеличится всего на 1, 725 млрд. руб.
Однако до настоящего времени указанный проект постановления Правительства РФ не принят. В апреле 2011 г. V Всероссийский съезд адвокатов, учитывая остроту проблемы, напряженную обстановку в адвокатских коллективах и многочисленные обращения адвокатов с требованием решительных действий по отстаиванию их права на достойную оплату труда принял резолюцию, в которой обратился к Правительству РФ с просьбой урегулировать вопрос оплаты труда адвокатов по назначению и ускорить принятие разработанного Минюстом РФ в феврале 2011 г. проекта постановления Правительства РФ. Участвовавшие в работе съезда представители Минюста России заверили адвокатское сообщество, что в кратчайший срок – не позже начала 2012 года – этот вопрос будет решен.
Однако до настоящего времени правительственным чиновникам, в компетенцию которых входит решение этого вопроса, так и не хватило воли и государственной мудрости, чтобы довести дело до конца. Проблема продолжает оставаться нерешенной из-за равнодушия и безответственности исполнительной власти, в частности, нежелания представителей Минфина России поддержать подготовленный Минюстом России проект постановления Правительства РФ. Это вызывает справедливую критику со стороны адвокатов.
В течение нескольких лет Федеральная палата адвокатов РФ, обращаясь в высшие суды и органы законодательной и исполнительной власти, прилагала все усилия к тому, чтобы ставки оплаты труда адвокатов были повышены, а индексация производилась регулярно. Информация об обращениях ФПА РФ, как и полные тексты решений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, а также ответы, поступавшие из властных структур, публиковались в «Новой адвокатской газете» и «Вестнике Федеральной палаты адвокатов РФ», а также размещались сайте Федеральной палаты адвокатов fparf.ru.
В Верховный Суд РФ Федеральная палата адвокатов обратилась с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 3 постановления Правительства РФ № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению…"в редакции постановления Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. № 625. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определением от 6 ноября 2008 г. № КА-С08-560 оставила без изменения определение судьи Верховного Суда РФ от 9 сентября 2008 г., которым было отказано в принятии заявления на том основании, что абзац 2 п. 2 ст. 35 Закона об адвокатской деятельности, якобы, не предоставляет Федеральной палате адвокатов право на обращение в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц и неопределенного круга лиц.
В Конституционном Суде РФ Федеральная палата адвокатов оспаривала конституционность положений п. 2 ст. 35 Закона об адвокатской деятельности. Позиция ФПА заключалась в том, что в смысле, придаваемом им правоприменительной практикой, эти положения нарушают права адвокатов, гарантированные ч.1 ст. 30 и ч.1 ст. 46 Конституции РФ, поскольку лишают ФПА права представлять их интересы в суде. Конституционный Суд определением от 8 февраля 2011 г. № 192-О-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы ФПА (при особом мнении Судей К.В. Арановского В.Г.Ярославцева), указав, в частности, следующее: «Закон не относит Федеральную палату адвокатов РФ к объединениям, имеющим право обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц, а равно к законным представителям адвокатов в гражданских делах. Оспариваемые в ее жалобе законоположения определяют представительство и защиту интересов адвокатов, в том числе в государственных органах, как общую цель палаты, не предопределяя содержание предмета деятельности и объем ее прав для достижения этой цели».
Адвокаты в индивидуальном порядке также неоднократно обращались в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения их прав на достойную оплату труда. В своем последнем определении по этому вопросу № 1712-О-О от 21 декабря 2011 г. Конституционный Суд указал, что нормы «Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению…», утвержденного совместным приказом от 15 октября 2007 г. Минюста России и Минфина России, Конституционный Суд оценивать не вправе, поскольку «не наделен полномочиями проверять конституционность ведомственных нормативных актов». Суд указал, что «оценка конкретного размера оплаты труда адвоката, равно как и внесение изменений в действующее правовое регулирование об оплате труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению, не относятся к компетенции Конституционного Суда РФ».
В результате ситуация приобретала все более напряженный характер, участились случаи отказа адвокатов принимать поручения на осуществление защиты по назначению со ссылкой на то, что государство не выполняет обязанности по созданию адвокатам приемлемых условий для оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
На прошедших собраниях (конференциях) адвокатов субъектов Российской Федерации были приняты решения о проведении предупредительных протестных акций и поддержке таких акций, проводимых коллегами, а также выдвинуты требования о принятии безотлагательных мер к исправлению сложившегося положения и устранении дискриминационного подхода в оценке труда адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве.
Пытаясь не допустить дальнейшего обострения проблемы, чреватой перебоями в работе органов предварительного следствия и судов, не дать ситуации выйти из-под контроля, Совет Федеральной палаты адвокатов РФ 14 февраля провел совместное заседание членов Совета и представителей адвокатских палат субъектов РФ. В заседании приняли участие представители большинства региональных палат. Участники заседания констатировали критическую ситуацию с обеспечением участия адвокатов по назначению в уголовном судопроизводстве.
По результатам состоявшейся дискуссии ФПА РФ предприняла ряд дополнительных действий. Руководители ФПА РФ провели встречи в аппарате Правительства РФ и Министерстве юстиции РФ, получив заверение в понимании проблемы. Однако конкретные шаги по нормализации ситуации государственные чиновники так и не предприняли, что и спровоцировало протестные акции адвокатов в нескольких регионах страны. ФПА РФ продолжает прилагать усилия по урегулированию проблемы. В частности, президент ФПА проинформировал руководство Минюста России и Комитета Государственной Думы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству о том, что затягивание разрешения вопроса оплаты труда адвокатов приобретает все более критический характер и в случае нарастания протестных акций со стороны адвокатов может иметь серьезные социальные последствия. По заверению руководителей Минюста и Комитета Госдумы они солидарны с позицией ФПА и отстаивают интересы адвокатского сообщества. В настоящее время проводятся консультации с руководством Минфина России. Что касается вопросов индексацией размера оплаты труда адвокатов с учетом уровня инфляции и возмещения расходов адвокатов, связанных с выездом к месту выполнения процессуальных действий, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, то они признаны бесспорными и, безусловно, будут решены положительно. Есть основания полагать, что и вопрос повышения минимальной ставки оплаты труда адвокатов по назначению также будет решен положительно. По согласованию с руководством Общественной палаты в апреле в Общественной палате запланированы специальные слушания по вопросу оплаты труда адвокатов и реализации конституционных прав граждан на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь, закрепленных в статье 49 Конституции РФ. Оценивая проблему оплаты труда адвокатов-защитников по назначению, как национально значимую, напрямую связанную с публично-правовыми функциями адвокатуры и с общим состоянием отечественной правовой и судебной системы, понимая серьезность сложившейся ситуации и разделяя справедливое возмущение адвокатского сообщества равнодушием и безответственностью чиновников не только по отношению к правам адвокатов, но и к правам граждан, нуждающихся в квалифицированной судебной защите, Совет ФПА РФ заявляет:
1. За истекшее десятилетие в связи со значительным имущественным расслоением населения страны возникла ситуация, когда около половины, а в ряде регионов до трех четвертей уголовных дел расследуются и рассматриваются судами с участием защитников по назначению. Количество выполненных адвокатами поручений по таким делам составляет более полутора миллионов в год. Порядок предварительного расследования и судебного производства по делам с участием адвокатов по назначению во многом определяет качество судопроизводства и реализацию конституционного права граждан на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь, закрепленных в статье 49 Конституции РФ. Однако в нынешних условиях обеспечить квалифицированную и качественную защиту в уголовном процессе с целью реализации этих прав граждан при существующих ставках оплаты труда адвокатов по назначению практически невозможно, поскольку адвокаты лишены мотивации для добросовестной работы.
2. Протестные акции адвокатов в ряде российских регионах являются предупредительными и преследуют цель привлечь внимание органов власти к решению данной проблемы. При этом участники этих акций стараются избежать ситуаций, которые могли бы нанести серьезный урон интересам их доверителей, о чем говорится в резолюциях адвокатских собраний, прошедших накануне акции в региональных адвокатских палатах. Можно с уверенностью сказать, что проявленная адвокатским сообществом решимость в отстаивании своих прав придала значительный импульс к ускорению разрешения аномальной ситуации с оплатой труда адвокатов-защитников по назначению.
3. Адвокатское сообщество требует от органов власти скорейшего урегулирования сложившейся ситуации с оплатой труда адвокатов-защитников по назначению, и ФПА РФ еще раз заявляет, что готова сотрудничать в этом вопросе со всеми, от кого зависит его решение. В то же время ФПА РФ призывает адвокатов страны, органы адвокатского самоуправления и общественные объединения адвокатов сохранять единство, проявлять корпоративную солидарность, действовать разумно и ответственно, не забывая о главной адвокатской заповеди – не навредить тем, чьи права и свободы адвокаты призваны защищать. В настоящее время, когда интенсивно ведутся консультации по скорейшему урегулированию сложившейся ситуации, ФПА РФ считает целесообразным воздержаться от протестных акций до завершения консультаций и подведения их итогов. Вместе с тем, адвокатское сообщество сохраняет за собой право на возобновление протестных действий, если требования по урегулированию оплаты труда адвокатов-защитников по назначению не будут разрешены в кратчайшие сроки.
Президент ФПА РФ Е.В. Семеняко |
Copyright © 2016 Адвокатская палата Иркутской области. Все права защищены
Разработка сайта: DP
|